Как сделать рельсы из нескольких ржавых отрезков?
Рельсы производят из металла повышенной прочности, плохо поддающегося сварке. Поэтому перед началом непосредственно сварочных работ необходима предварительная зачистка и подгонка краев свариваемых рельсовых стыков - это улучшит итоговое качество соединения.
Обязательна укладка с зазором между деталями - это облегчит проваривание стыков. Стыки, сваривают электродуговым способом, проваривют по всему сечению рельсов (ванный способ). При ванном способе сварки очень важно удержать в межстыковом зазоре жидкий наплавленный металл и шлак. Для этого применяют специальные медные формы. Сварку подошвы производят на съемной медной пластинке, т.к. подошва рельса - наиболее чувствительное место сварного стыка, где проявляются низкое качество наплавленного металла и другие погрешности сварки. Сваривая подошву, шов начинают с края пластинки и, совершая колебательные движения поперек зазора стыка, ведут его к другому концу, тщательно проваривая углы между торцами рельсов и пластинкой. Второй шов следует накладывать в противоположном направлении, начиная его также от края пластинки. При выполнении следующих проходов нужно внимательно наблюдать за тем, чтобы жидкая ванна расплавленного металла располагалась по всей длине подошвы. В процессе сварки колебательные движения электродом нужно совершать быстро. Закончить сварку подошвы следует в центре стыка, благодаря чему шов получается с уклоном от центра к краям, что соответствует профилю рельсов. Сварочная дуга возбуждается в месте окончания сварки подошвы, т. е. у основания шейки, и ведется, непрерывно заполняя наплавленным металлом весь зазор. Заканчивая сварку стыка, на поверхности катания необходимо наплавить прибыльную часть толщиной 4—5 мм, которая компенсирует усадку при кристаллизации стыка. После сварки, когда стык еще имеет красный цвет, поверхность его следует уплотнить проковкой. Недостатками ванного способа сварки являются горячие трещины и непровар. Горячие трещины иногда появляются при сварке рельсов из бессемеровской стали, содержащей повышенное количество вредных примесей - серы, фосфора, азота. Если обнаружены какие-либо дефекты, последующую подварку можно производить при температуре стыка не менее 300°. Зазор между свариваемыми рельсами должен быть 12—15 мм или 1,5 диаметра электрода с учетом толщины слоя обмазке.
Сварка производится на постоянном или переменном токе электродами диаметром 5 - 6 мм. Применяемая сила тока 300 - 350 а. Для сварки используют электроды Ligans УОНИ- 13/55 с сопротивлением наплавленного металла ≈ 85 кг/мм.кв. (их следует сначала прокалить, а потом подержать при 180-230℃ на протяжении 120 минут.) Поверхность шва после заварки подошвы и всего рельсового стыка нужно очистить от шлака. Соблюдая эти несложные правила – получаем сварную рельсовую балку!